Параллельный импорт: быть или не быть?
С начала зимы интернет захлестнули слухи о прекращении ввоза машин по параллельному импорту. Скажем сразу: параллельный импорт никто не запрещает. Но ужесточается контроль за перемещением товаров по ЕАЭС и их реальной таможенной стоимостью.
Геометрия импорта
Разберем на примере. Компания «Колеса&Co» хочет ввезти автомобиль известного бренда. Страна ввоза регулирует, как машина будет проходить таможню. Она может придерживаться правил международной торговли, и тогда любой покупатель может импортировать брендовый товар, не спрашивая правообладателя: бренд теряет право контролировать перемещение машины в момент ее продажи.
Или государство может пойти по пути национального регулирования, и тогда таможенник строго спросит импортера, получил ли он разрешение производителя на ввоз авто? Правообладатель обычно выдает его только официальным дистрибьюторам, а значит, больше никто не имеет права перевозить через границу брендовый товар.
Схема параллельного импорта предполагает, что в стране законно существуют импортеры помимо официальных дистрибьюторов. В России до 2002 года действовали правила международной торговли, потом «лавочку прикрыли», чтобы повысить финансовую привлекательность рынка для иностранных компаний. Но в 2022 году, когда начался отток зарубежных брендов, было принято Постановление Правительства от 29 марта 2022 года №506, вновь разрешающее параллельный импорт.
Проверяем параллельность
Вот что делает менеджер компании «Колеса&Co», чтобы узнать, будет ли новый автомобиль ввозиться по параллельному импорту. Сначала убедится, что товарный знак зарегистрирован в Российской Федерации и машина бренда входит в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Например, у BMW в ТРОИС 6 вхождений: машины, запчасти, автохимия и т.д. А какой-нибудь безвестный китайский «Сунь Пень», вновь созданный в результате реструктуризации, в России не регистрировался. И поэтому суньпеньские машины можно ввозить свободно, без оглядки на национальные правила.
Далее менеджер проверит, входит ли брендовый товар в Перечень продукции для параллельного импорта. Он есть на сайте Минпромторга и постоянно обновляется. В последней редакции приказа Минпромторга России от 21.07.2023 №2701 продукция BMW присутствует. А популярные китайские бренды вроде Hongqi, Tank или Geely убраны из списка в октябре 2023-го, импортировать их могут лишь официальные дистрибьюторы.
Так что компания «Колеса&Co» может привезти условный «Сунь Пень» свободно, BMW – по схеме параллельного импорта, а Geely – только став официальным представителем бренда в России.
А если просто купить и ввезти?
Правила для физических лиц отличаются от нормативов для коммерческого ввоза. «Физики» могут свободно импортировать автомобиль для личного пользования согласно Постановлению Правительства РФ от 31.01.2024 №76. На них не распространяются ограничения правообладателя бренда и перечень товаров, разрешенных к ввозу по параллельному импорту. Действующие нормы закона будут работать до 2027 года.
Единственный нюанс, летом в законе появилась отдельная категория импортеров – физические лица, осуществляющие коммерческий ввоз товаров с целью перепродажи. Пока никаких ограничений и обязанностей перекупщикам прямо не вменено, но они напрягись и призадумались.
Разрушаем фейки
Сообщения о прекращении параллельного импорта стали появляться еще осенью, и к концу 2023 года стали массовыми. Дело в том, что срок действия Постановления заканчивался 1 февраля 2024 года. В конце декабря глава Минпромторга РФ Денис Мантуров рассказал, что в 2024 году параллельный импорт продолжит действовать. Одновременно с этим список разрешенных товаров будет постепенно корректироваться в сторону уменьшения. Последние поправки вступили в силу 9-го февраля.
Вторым инфоповодом, нагнавшим панику, стало опубликованное в середине января письмо Председателя Правительства Михаила Мишустина с требованием ужесточить таможенную процедуру для товаров, ввезенных по параллельному импорту. Его подлинность вызвала сомнения. А точку в обсуждении поставили решения, принятые по результатам заседания Евразийского межправительственного совета, прошедшего 2 февраля.
Проект поручения, созданный после заседания ЕМПС, поднял третью волну обсуждений, будут ли сделаны доначисления за уже ввезенные в РФ машины по заниженной таможенной стоимости. Экономисты скептически относятся к этим слухам: закон не может иметь обратной силы.
Прошлая неделя подстегнула разговоры о продолжении параллельного импорта. 13 февраля 2024 г. было принято Постановление Правительства №152, которое вносит поправки в расчет стоимости утилизационного сбора. Импортеры машин трактуют его как способ сравнять цену ввоза машины по параллельному импорту со стоимостью прямой растаможки машин на российской границе. Это лишит параллельный импорт через страны ЕАЭС смысла. Официальных пояснений о порядке расчета утильсбора от Федеральной таможенной службы пока не поступало, поэтому выводы о судьбе параллельного импорта выглядят преждевременными.
Что на самом деле изменилось в импорте машин?
Параллельный импорт продолжает действовать. Таможенные правила изменятся для перекупщиков, которые ввозят машины по «серым» схемам: с занижением инвойса, с применением льгот для отдельных категорий граждан и т.д.
С 1 апреля изменится расчет утилизационного сбора на транспортные средства, ввозимые в Россию из стран, входящих в ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия). Вместе с этим на территории ЕАЭС создадут систему управления рисками. СУР будет отслеживать перемещение товаров внутри стран ЕАЭС, благодаря чему получится создать единую систему контроля правильности заявления таможенной стоимости. Такая система, например, уже существует между Китаем и Казахстаном. Машины для растамаживания проходят сверку по таможенным базам двух стран.
Еще одним следствием СУР станет ограничение перемещения машин, которые ввезены по льготным тарифам. Например, такие льготы развиты в Беларуси: отдельные категории граждан платят 50% от стоимости таможенной пошлины на автомобиль. И перекупщики этим пользуются, ввозя в Россию европейские санкционные бренды через территорию Беларуси. Проект постановления ограничивает перемещение льготных товаров территорией страны, в которую они ввезены. Если машину нужно перегнать в другую страну ЕАЭС, владельца попросят доплатить на границе разницу с полным тарифом.