Новый автомобиль на 20% дешевле: как работает госпрограмма льготного автокредитования
В России с 2015 года действует программа государственного субсидирования покупки нового автомобиля в кредит. Она несколько раз продлевалась на новых условиях. Текущая редакция закона действует до 31.12.23, но в конце сентября Минпромторг внес новый проект постановления. Его предполагается продлить на 2024 г.
Суть Постановления Правительства проста: покупатель поддерживает отечественного производителя, покупая новую машину в кредит, а государство компенсирует до четверти ее стоимости. Рассказываем, кто может воспользоваться программой льготного автокредитования и какие изменения хотят внести в следующем году.
Очень запутанное Постановление
Официально название документа звучит так: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2015 г. N 364 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015 - 2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей, и возмещение части затрат по кредитам, выданным в 2018 - 2023 годах физическим лицам на приобретение автомобилей".
С момента принятия текст подвергался правкам 11 раз. Это сильно усложнило структуру документа. Фактически, сейчас Постановление включает в себя 2 разных нормативных акта: правила субсидирования, действовавшие в 2015 - 2017 гг., и текущие условия.
На первом этапе схема компенсации была такая: кредитор давал приобретателю машины заем, а Правительство возмещало часть процентов по нему. Чтобы исключить мошеннические схемы, в законе было прописано много требований, касающихся условий договора: сумма первого взноса, максимальный процент по автокредиту, выбор кредитной организации и т.д.
Сейчас государственная льгота уходит в «тело» кредита и снижает стоимость машины на размер компенсации. В 2023 году получить кредит можно в 12-ти одобренных банках. При этом условия кредитования могут быть любыми.
Кто может получить субсидию?
Базовые требования для участия в программе стандартны: гражданство РФ, возраст старше 18 лет, наличие постоянной или временной прописки и водительского удостоверения. В нормативном правовом акте нет специальных условий об уровне дохода, наличии работы, первого взноса, поручителей и т.д. Но их может запросить кредитная организация в рамках проверки платежеспособности заемщика.
Категории граждан, которые могут претендовать на субсидию:
- Те, кто приобретает машину впервые и ранее не был собственником ТС.
- Покупатели электромобиля.
- Владельцы автомобиля, сданного по трейд-ин в счет уплаты первого взноса. Машина должна быть старше 6 лет и находиться в собственности заемщика не менее 1 года к моменту заключения договора.
- Семьи, опекуны и попечители с хотя бы одним несовершеннолетним ребенком.
- Медицинские работники в организациях государственной системы здравоохранения.
- Учителя, преподаватели, сотрудники государственных и муниципальных образовательных учреждений.
- Военные, а также члены их семей, проживающие с ними.
- Пенсионеры, ранее проходившие военную службу.
Для заемщика по госпрограмме действует запрет на заключение других кредитных договоров: никаких автокредитов за год до приобретения новой машины и в течение года после сделки.
Размер скидки: ждать или не ждать поправок?
В текущей редакции постановления прописаны скидки 20-25% от стоимости машины. Базовая ставка для бензиновых и дизельных ТС до 2 млн. руб. – пятая часть от цены. Жители Дальневосточного региона могут рассчитывать на льготу в четверть стоимости авто – при условии, что они прописаны в ДФО и приобретают автомобиль на территории округа.
Размер субсидии для электромобилей также равен 25%. Максимальная стоимость электрокара не зафиксирована, но скидка не может превышать 625 тыс. рублей. До 1 января 2023 года порядок цифр был другим: субсидия – 35%, но не более 925 тысяч. В новой редакции Минпромторг предлагает вернуться к этим цифрам для договоров, заключенных после 1 октября 2023, но ограничить количество бюджетных средств, выделенных на компенсации. Если поправки примут, то с 2024 года покупатель электромобиля получит более существенную сумму субсидии, но количество субсидируемых кредитных договоров сократится.
Какие машины можно взять в кредит на льготных условиях?
В НПА требований к машинам чуть ли не больше, чем к заемщикам. Во-первых, ТС должно быть новым, без записей о регистрации права собственности физического лица в базе данных ГИБДД. Во-вторых, российским. Исключение сделано для моделей китайской марки Haval, выпущенных с конвейера в Тульской области. Дата выпуска машины – не более 2 лет от даты получения займа. Максимальная масса – не более 3,5 т., есть ограничения по классам авто: только легковые и коммерческие минивэны. Стоимость приобретаемой комплектации с бензиновым или дизельным двигателем не должна быть больше 2 миллионов рублей.
В текущей редакции оговорено, что автомобиль должен быть произведен в рамках специального инвестиционного контракта и без субсидирования согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2020 г. N 669 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива". С 1 января 2024 года предлагается добавить пункт о локализации. Приобретаемая модель должна быть локализована не менее, чем на 1600 баллов, а для 2025 и 2026 годов устанавливаются минимальные значения в 2000 и 2500 баллов.
Если перевести с бюрократического на русский, то в текущем году купить по госпрограмме можно модели Lada, кроме Largus, легковые машины UAZ и GAZ, а также Haval Jolion. Из электрокаров доступны лишь Evolute i-PRO и i-JOY.