Обзор иранских автомобилей: без Китая все-таки не обошлось
В первой части мы писали про Iran Khodro – ближневосточного автогиганта, выпускающего 6 различных седанов на трех платформах Пежо. Поговорим о главном конкуренте IKCO – Saipa и новичке на авторынке Kerman Motor Company.
Часть вторая: народная марка Saipa
Вторая по величине автомобильная компания Ирана начинала как лицензионный производитель Citroen и Renault. Французский период продлился с 1965 по 1975 гг., потом марка переключилась на сборку корейских и японских авто. Нынешняя модельная линейка компании практически полностью построена на базе KIA, но встречаются и платформы Toyota.
В Россию приедут 3 модели Saipa: седаны Shahin и Saina, а также хетчбек Quik. На их поставку заключен трехлетний договор с официальным дистрибьютором. Поговаривают, что к концу года в продажу может поступить хэтчбек Atlas, а со временем компания планирует размещение сборочных мощностей на территории России.
Седан Shahin на топовой платформе
Седан С-класса Shahin в линейке Saipa считается флагманом, хотя особых дизайнерских и конструктивных прорывов от бюджетного сегмента ждать не приходится. Размеры автомобиля, по данным официального дистрибьютора, 4446 x 1771 мм x 1490 мм при межосевом расстоянии 2650 мм. Он построен на платформе Toyota B – той же, что применяют в Toyota Corolla.
На российском сайте указаны весьма скромные характеристики силового агрегата. Двигатель объемом 1,5 л выдает 110 л.с. и 178 H*m, коробка передач – механическая с 5 ступенями. В июле ряд изданий разместило информацию, что российским автолюбителям предложат экспортный вариант машины. Моторную гамму расширят. Полуторалитровый бензиновый двигатель будет турбированным, в пару ему поставят вариатор Punch. В спецификации также появится вариант с атмосферным ДВС объемом 1.6 л (111 л.с., 145 Н*м). Агрегат будет работать с шестиступенчатым «автоматом».
Экспортный Shahin в базовой комплектации «G» оснастят системой бесключевого доступа, камерой заднего вида, парктрониками, боковыми зеркалами с электроприводом, подогревом передних сидений, литыми дисками. Безопасность обеспечат круиз-контроль, ABS, ESP и два фронтальных аэрбега. Немножко комфорта добавят климат-контроль, мультируль, тачскрин мультимедиа, навигатор, тонировка задних стекол и люк в крыше. Гидроусилитель доступен лишь в топовой версии G-Plus.
В Иране цена на Shahin начинается от 700 тыс. рублей на российские деньги, экспортный вариант, по предварительным данным, обойдется в цену новой Лада Веста NG.
Saina, Quik и Atlas: потомки иранского бестселлера
Субкомпактная Saina, хэтчбек Quik и псевдокроссовер Atlas являются модернизацией Saipa Tiba, которая возглавила ТОП продаж в Иране в 2021 году. Донором платформы стала KIA Pride. Tiba выпускается с 2009 года и оснащается 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 87 л.с. (128 N*m), который она «передала» потомкам. Модель комплектуется исключительно пятиступенчатой «механикой», но в следующих поколениях в качестве альтернативы доступен вариатор.
Saina в базовой комплектации «C» с «механикой» обеспечивает пассажирам минимальный комфорт и безопасность: есть 2 подушки безопасности, ABS, кондиционер, гидроусилитель, задние парктроники и ДХО. Владельцы G-версии получат мультимедийную систему и камеры заднего вида. Топовая версия «S» комплектуется вариатором.
Оснащение хэтчбека Quik практически не отличается от Saina, разве что дистрибьютор обещает 7 комплектаций. Видимо, будут представлены различные сочетания дополнительных опций с 5MT и CVT. Из необычного в Квике разве что кузов, и то не для российского покупателя. В Иране потребители предпочитают классику – трехобъемный и четырехдверный седан, так что сделать «пятидверку» было смело.
Atlas – совсем свежая модель, в серийное производство запущена в 2022 году. По формфактору это также пятидверный хэтчбек, но в рекламных целях Атлас назван субкомпактным кроссовером. Из внедорожных деталей, пожалуй, лишь широкая полоса неокрашенного пластика по низу да приподнятый клиренс. Машина скорее напоминает вазовские Cross-вариации Гранты и Весты, чем реальные SUV. Моторная гамма экспортных машин пока не озвучена, зато есть информация о пакете опций. К стандартному оснащению Quik добавлены ассистенты вождения от круиз-контроля до мониторинга слепых зон, датчики дождя и света, контроль давления в шинах и камеры кругового обзора.
Ни на одну из машин семейства Tiba цены пока не раскрываются. Эксперты предполагают разбег «от Гранты до Весты»: от миллиона до 1,7 млн. рублей.
Kerman Motor: персидская версия Китая
Kerman Motor Company решила не отставать от лидеров иранского автопрома и тоже порадовать россиян седанами. Это самый молодой, но весьма амбициозный автопроизводитель: фирма основана в 1995 году и занимается лицензионной сборкой автомобилей китайских марок. В производственной линейке компании три бренда: MVM для бюджетных Chery, Fownix для премиальных версий, а также KMC для автомобилей JAC.
Прощупывать спрос на российском рынке поедет новинка 2022 года – модель Kerman PS1. Это переработанная копия китайского Heyue A30 2012-2019 г.в., в нашей стране больше известная как JAC J4. Из внесенных в исходник изменений, которые иранцы уже озвучили, – локализация 70% компонентов. Можно предполагать, что двигатель 1,5 л. (113 л.с., 146 Н*м) остался неизменным, трансмиссии, вероятно, будут традиционные для иранских седанов 5MT/CVT.
Перспективы Kerman PS1 весьма призрачны. В 2015 году J4 уже пытались вывести на российский рынок, но интереса седан не вызвал. На внутреннем рынке он стоит порядка 585 млн. риалов (1,2 млн рублей). С учетом ввозных пошлин и утилизационных сборов цена у российских дилеров дорастет, как минимум, до 2 млн.