FAW: привычка быть первым
Аббревиатура FAW расшифровывается как First Automotive Works - «Автомобильный завод №1». Эта компания создала первую производственную линию в КНР, собрала первый автомобиль. На ее шильдике окрыленная единица, а в пакете акций под полтинник дочерних компаний. Расскажем историю самого известного китайского автопроизводителя и посмотрим на его модельный ряд легковых машин.
FAW придумали в СССР
В 1949 году председатель Китайской коммунистической партии Мао Цзэдун посетил Советский Союз и впечатлился масштабами развития советского автопрома. Китайская делегация была заинтересована в создании автомобильной промышленности в Поднебесной. Строительство первого завода в г. Чанчунь заняло 4 года, торжественное открытие состоялось в 1953 году. Производство мощностью 30 тысяч машин в год полностью дублировало сборочные линии – и даже проходную! – ЗИЛа. Обучением наемного персонала также занимались советские рабочие.
Первым сошедшим с конвейера автомобилем стал ЗИС-150, точнее, его лицензионная копия с шильдиком Jiefang (Цзефан, или «освобождение»). Спустя 5 лет модельная линейка пополнилась копией ЗИЛ-157. А к 1959 году китайские проектировщики разработали первый легковой автомобиль – лимузин Hongqi для высшего политического руководства страны. Про «Красное знамя» - суббренд Хончи – мы рассказывали в отдельном материале.
Семейство FAW: попробуйте не запутаться
По информации с сайта российского представительства FAW, сегодня автоконцерн управляет 28 дочерними компаниями. Еще 18, включая совместные предприятия с Toyota, Mazda, Volkswagen и Ford, принадлежат корпорации частично, на правах владения пакетом акций более 50%. В производственной линейке грузовики трех категорий грузоподъемности, автобусы и различные сегменты легковых автомобилей.
А вот с названиями, как обычно у китайских автопроизводителей, путаница. FAW присутствует более чем в 30 странах мира, и для каждого рынка холдинг формирует свою линейку брендов. В России, например, FAW – это бренд, он продает грузовые машины и спецтехнику, а также серию легковых машин Bestune. В Китае это название принадлежит отдельному суббренду. Причем до 2018 года оно звучало как Besturn. Переименование объяснили ориентацией на новую целевую аудиторию: скучные бюджетные седаны были заменены на яркие молодежные кроссоверы. Сейчас официальные дилеры предлагают российским автолюбителям 3 модели SUV T55, T77 и T99 и один лифтбек B70.
Кроссоверы Т-серии
FAW вывел на российский рынок переднеприводные SUV трех габаритных размеров. Старт продаж T77 в России объявили под Новый 2022 год, два остальных официально поступили в продажу лишь в апреле-мае 2023-го. Флагман марки Т99 среднеразмерный: 4800 * 1915 * 1685 мм при колесной базе 2870 мм. Т55 и Т77 относятся к С-классу компактных кроссоверов и между собой близки по размерам. При практически идентичных ширине и высоте последний почти на 100 мм длиннее, а его межосевое расстояние увеличено на 50 мм.
За яркий дизайн Т77 прозвали «китайским Urus», но кроссовер в России не «выстрелил». Цена на старте оказалась выше обещанного. Плюс машина имеет спорные моменты. Основной камень преткновения – мощность «турбочетверки» 1,5 л в 160 л.с., что по российскому налоговому законодательству переводит машину в класс с более высоким налогом на транспортное средство. В отделке кузова использован непрактичный матовый пластик, который легко царапается и быстро теряет внешний вид. Климат-контроль однозонный, и задним пассажирам достались лишь дефлекторы. Пакет подогревов явно недостаточен для суровых российских зим. При стоимости машины от 2,1 млн. за версию с шестискоростной «механикой» до 2,4 млн. рублей за комплектации с семиступенчатым «роботом» Borg Warner набор опций выглядит скудным.
Т55 выполнен в более сдержанном дизайне, ориентированном на широкого потребителя. Двигатель тот же, что и у Т77: бензиновый «турбо» с чугунным блоком 1,5 л (160 л.с.), разработанный совместно с Volkswagen. А вот трансмиссия безальтернативно 7DCT. Набор опций немногим шире, чем у Т77, но также не рассчитан на российские зимы. Рекомендованные розничные цены на две возможные комплектации – 2 289 000 руб. за базовую Beyond и 2 372 000 за продвинутую Transcend.
Флагманский Т99 поступил в продажу в рестайлинговой версии. У него турбированный ДВС 2,0 л мощностью 218 л.с. с крутящим моментом 340 Нм. Мотор работает в паре с шестиступенчатой АКП Aisin. Набор интеллектуальных систем безопасности соответствует классу кроссовера, хотя «зимних» опций машине по-прежнему не хватает. Две доступные комплектации Exclusive и Luxury разнятся по цене на 100 тыс. рублей: 2 950 000 и 3 040 000 ₽ соответственно, но во второй значительно расширен набор ассистентов водителя.
«Китайский Cadillac» B70
Лифтбек построен на тележке FMA собственной разработки компании. Она уже используется в кроссоверах, размеры кузова лифтбека соответствуют D-классу: 4810 * 1840 *1455 мм при межступичном расстоянии 2800 мм. По габаритам машина сравнима с популярными Toyota Camry или Kia K5. FAW стремился сделать авто «солидным» и премиальным, поэтому в фарах отчетливо прослеживаются цитаты Кадиллаков.
Силовые агрегаты тоже позаимствованы у кроссоверов. На выбор доступны уже знакомые 1,5 л (160 л.с.) с 7DCT Borg Warner и 2,0 л. (218 л.с.) с 6АТ Aisin. Для каждого из силовых агрегатов разработаны 2 комплектации, стартовая и продвинутая. Рекомендованные производителем цены от 2 328 000 до 2 779 000 рублей.